Внедряя системы электронного документооборота на протяжении последних двух лет всё чащи приходится сталкиватся с СЭД «Практика», разработанную у нас в Татарстане. Сталикаюсь и в государственных структурах, и в коммерческих, что конечно приятно, система то наша родная татарская, как говорится «Бик әйбәт», но учитывая скудный функционал системы сталкиваешся с непонимаем, зачем вообще заказчикам на столько убогая система, которой и СЭД то назвать не получается???
Но о всём по порядку.
Сейчас политика распространения не поменялась, СЭД «Практика» всё также распространяется с помощью административного давления от министра связи Никифорова, чьи бывшие компаньоны и друзья Никифрова Тимур Якубов и Дмитрий Юртаев по «Казанскому порталу» (http://e-kazan.ru/) являются владельцами компании «Системы документооборота». Также Никифоров и Якубов вместе работали программистами в НИИ математики и механики им. Чеботарева при Казанском государственном университете, созданном при поддержке Джоржда Сороса.
На текущий момент СЭД «Практика» пользуются порядка 4000 организаций: МВД РФ, Министерство культуры РФ, Минприроды РФ, Российская академия народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ, правительство Москвы, Приморский край, республика Тува, «Татнефть», «Камаз» и другие организации.
4000 клиентов всего за 9 лет сущестования компании — это реально круто, учитывая, что 90% из них «Системы документооборота» смогла заполучить лишь за последние 3 года. Это просто феномеинальный успех какой то, ведь если сравнивать основных старожил рынка, то у них более скудные показатели — у Directum всего 1700 клиентов за 12 лет, а у ЭОСа 6000 клиентов за 20 лет.
Получается есть связи на уровне правительства — значит будет тебе и гешефт, и прибыльный бизнес, нет связей — иди работай и не плач. Хороший пример кумовства, о котором знают уже наверное все.
Интересно, а Владимир Владимирович вообще в курсе?
Не буду долго опровергать указанные разработчиком преимущества, просто расскажу, что увидел и узнал по СЭД «Практика», посмотрев на одном из объектов в Республике. Поймёте сами возможности этой, так называемой СЭД.
Чтобы вы не подумали, что я не справедлив к СЭД «Практика» хочу привести отзыв о системе Сергея Афанасьева исполнительного директора Гильдии с сайта CNews:
«Система в значительной мере сфокусирована на обеспечении работы со служебной корреспонденцией и обращениями граждан, причем в основном на оперативных аспектах этой работы. Глубокая модернизация системы крайне желательна. При этом основные концепции, технические и интерфейсные решения могут быть сохранены. Обследование проводилось в связи с серьезными проблемами, возникшими при эксплуатации и доработке этой системы под нужды конкретного аппарата.».
Со слов Афанасьева из полутора сотен позиций, содержащихся в требованиях Минкомсвязи к системам управления электронными документами, реализованы в СЭД «Практика» лишь 30%!
С тех пор ничего не изменилось.
http://protatarstan.ru/dual-portrait/nikolai_nikiforov/ - о Никифорове
http://ecm-community.livejournal.com/167381.html — Никифоров перчик с изминкой
http://ecm.ict-online.ru/analytics/a99751/ - СЭД «Практика» как пример нерыночного продвижения
http://www.docflow.ru/forum/forum1/topic13982/ - Мнение о Татарской СЭД "Практика", документооборот из Татарстана
Но о всём по порядку.
Золотой дождь от министра «Практики»
СЭД «Практика» была разработана в 2006 году Казанской компанией «Системы документооборота». Система представляет собой облачный сервис, где плата берётся ежемесячно за каждого пользователя СЭД. Система создавалась фактически под заказ правительства Татарстана, после чего её распространение по республике пошло с помощью административных решений и давления.Сейчас политика распространения не поменялась, СЭД «Практика» всё также распространяется с помощью административного давления от министра связи Никифорова, чьи бывшие компаньоны и друзья Никифрова Тимур Якубов и Дмитрий Юртаев по «Казанскому порталу» (http://e-kazan.ru/) являются владельцами компании «Системы документооборота». Также Никифоров и Якубов вместе работали программистами в НИИ математики и механики им. Чеботарева при Казанском государственном университете, созданном при поддержке Джоржда Сороса.

Наш министр связи Николай Никифоров — лучший «менеджер продаж» СЭД Практика
На текущий момент СЭД «Практика» пользуются порядка 4000 организаций: МВД РФ, Министерство культуры РФ, Минприроды РФ, Российская академия народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ, правительство Москвы, Приморский край, республика Тува, «Татнефть», «Камаз» и другие организации.
4000 клиентов всего за 9 лет сущестования компании — это реально круто, учитывая, что 90% из них «Системы документооборота» смогла заполучить лишь за последние 3 года. Это просто феномеинальный успех какой то, ведь если сравнивать основных старожил рынка, то у них более скудные показатели — у Directum всего 1700 клиентов за 12 лет, а у ЭОСа 6000 клиентов за 20 лет.

Тимур Якубов - совладелец «Систем документооборота» и хороший друг министра связи Николая Никифорова
Получается есть связи на уровне правительства — значит будет тебе и гешефт, и прибыльный бизнес, нет связей — иди работай и не плач. Хороший пример кумовства, о котором знают уже наверное все.
Интересно, а Владимир Владимирович вообще в курсе?
Возможности СЭД «Практика»
На официальном сайте СЭД «Практика» представлены следующие преимущества:-
Простота обслуживания и внедрения
-
Интуитивно понятный интерфейс
-
Возможность удаленной работы
-
Сотрудничество в онлайне с другими организациями
-
Использование электронной подписи
-
Гибкость настройки прав доступа
-
Круглосуточная техподдержка
-
Гибкая масштабируемость
-
Мобильный офис руководителя
Не буду долго опровергать указанные разработчиком преимущества, просто расскажу, что увидел и узнал по СЭД «Практика», посмотрев на одном из объектов в Республике. Поймёте сами возможности этой, так называемой СЭД.
Итак перед вами сводная таблица:
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ | |
Используемые технологии | Разработана на языке программирования PHP |
СУБД | Oracle/MySQL |
Принципы работы | На выбор:
|
Возможности |
|
Местоположение инсталляции | SaaS-решение, сервера находятся в Республике Татарстан, г.Казань Возможно установка решения на оборудовании заказчика, но на текущий момент это удалось лишь мэрии г.Москвы Фактически система является SaaS-решением. |
ФУНКЦИОНАЛ СЭД | |
Регистрация корреспонденции |
Все письма приходят лишь либо во входящие, либо в исходящие с одинаковыми карточками документов и правилами работы.
Данный функционал необходим как для дальнейшего списания в дело, так и минимизации дублирования информации, т.к. придётся учитывать их местонахождение в какой-либо дополнительной системе.
|
Согласование |
|
Поручения |
|
Архив | В системе не поддерживается управление хранением, т.е. установления сроков хранения и действий по их истечению (например, хранить 5 лет, потом уничтожить). Т.е. нельзя гарантировать сохранность документов в течение установленного срока и не допустить их удаления, плюс происходит хранение документов сверх установленных нормативов, из-за чего могут возникать юридические риски. Есть лишь справочник «Номенклатура дел» для отметки, где лежит документ, т.е. некий аналог личным папкам, куда пользователи могут перемещать документы. |
Поиск |
|
Отчёты |
|
Работа с файлами | В системе Практика, документ трансформируется в серию отдельных файлов - картинок («страницы документа» в терминах системы Практика). К карточке документа можно прикрепить файлы MS Word/Excel, PDF, TIFF, но все они будут преобразованы в формат JPG, поэтому все документы в системе Практика
|
Ведение справочников | Есть только следующие типы справочников:
|
Проверка на повторность |
|
Поточное сканирование и работа со штрих-кодами | СЭД «Практика» не поддерживает функцию поточного сканирования, распознавания, штрих-кодирования и автоматического присоединения отсканированного документа к РК. Поставщик рекомендует использовать лишь единственный сканер - Fujitsu-Siemens FI-5120C (25 стр./мин одностороннее сканирование) |
Одновременное редактирование одного файла | Нет, т.к. нет самих редактируемых файлов, а только JPG картинки. |
Интеграция с ActiveDirectory | Нет |
Система автоматического замещения сотрудников | Да,
|
Наличие маршрутизатора процессов. Возможность настройки процессов подготовки/ согласования/ подписания/ рассмотрения/ ознакомления документов | Нет. Маршрутизатора или редактора бизнес-процессов нет, адресаты добавляются вручную. Т.е. настроить гибкие маршщруты согласования, например, договоров не получится никак. Ну если только вы заплатите оооочень много денег разработчику и он реализует данный функционал под вас. |
Параллельное/Последовательные/Смешанные маршруты | Да, указывается каждый раз заново в карточке кому направляется документ на согласование и подпись. |
Маршрут по ролям/должностям | Нет |
Версионность карточек документов (запуск маршрута заново после N количества правок и не согласных) | Нет |
Версионность файлов | Нет |
Возможность использования шаблонов маршрутов согласования | Нет |
Управление жизненными статусами документа | Да. Работа только с созданными статусами, нет возможности создания собственных и настройки процессов и прав доступа под каждый статус. |
МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ | |
Наличие и возможности iPAD-клиента | Да
|
Безопасность передачи данных на iPAD | Защита информации при работе с мобильного устройства, подключение осуществляется по каналу VipNet. НО только при выполнение следующих условий:
Соответственно
|
Использование электронной подписи на iPAD |
|
Наличие Windows-приложения для руководителей, возможности | Да
|
Наличие решения для планшетов на Windows 8.1, возможности | Нет. |
Наличие Android-клиента | Да |
ГОС.ОРГАНАМ | |
МЭДО | Да. Все документы по МЭДО поступают в папку «Входящие» без номеров и доступны по фильтру «МЭДО» |
СМЭВ | Да, но интеграции с единым государственным порталом услуг нет. |
Обращения граждан | Да |
БЕЗОПАСНОСТЬ | |
Использование квалифицированной электронной подписи | Нет,
|
Поддерживаемые крипто-провайдеры | Крипто-про |
Подписание электронной подписью документов | Да |
Подписание электронной подписью поручений | Да |
Шифрование файлов | Нет |
Разграничение прав доступа к документам |
Всего три (разграничение по правам на доступ к документу, разграничение пользователей по ролям, журнал действий пользователей).
Нет настройки по группам пользователей, при создании нового пользователя приходится многократно выполнять одни и те же действия.
|
ЮЗАБИЛИТИ | |
Принципы работы | Рабочее место по модели облачных вычислений.
|
Возможность брендирования системы | Да.
|
ВНЕДРЕНИЕ | |
Курсы обучения | Да, есть только дистанционные курсы для пользователей и системного технолога. |
Документация | Наличие лишь пользовательской документации. Документации по развёртыванию решения, по его конфигурированию и поддержке нет. |
Принципы внедрения, предоставляемые услуги |
|
НАСТРОЙКА, ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ & ПОДДЕРЖКА | |
Настройка полей в карточке документа | Набор элементов метаданных является фиксированным, внести необходимые поля в карточку документа не возможно. Нет возможности наладить работу с различными специфическими видами документов, например, распорядительными или договорными. |
Интеграция с другими ИТ-системами | Нет |
Создание новых шаблонов отчётов | Нет |
Поддержка | Поддержка и консультирование клиентов, осуществляется только через специалистов колл-центра в г. Казань. |
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ & СТОИМОСТЬ | |
Принципы лицензирования |
|
Стоимость |
Стоимость работы с СЭД «Практика» составляет 5 тыс. руб. в месяц за лицензию плюс 250 руб. за каждого пользователя.
Т.е. например на 100 пользователей, стоимость системы только лицензий, без её настроки и поддержки будет равно порядка 360 000 руб. в год. Не так уж и бюджетно выходит.
|
ВЫВОДЫ: |
Система «Практика» прежде всего – заказная разработка. Основной функционал системы – базовые возможности регистрации, согласования, исполнения и контроля исполнения документов. Этот функционал разработан в соответствии с порядком работы, принятым в Правительстве Москвы и Республике Татарстан.
Система поддерживает только электронный документооборот и не поддерживает движения бумажных оригиналов.
Система слабо подходит коммерческим организациям из-за отсутствия возможности настройки системы под свои требования, настройки маршрутов согласования, настройки полей, слабой возможности обеспечения безопасности данных, отсуствия возможности создания своих групп документов с необходимым набором полей.
«Практика» не подходит и государственным структурам, из-за наличия фактически лишь базового функционала СЭД и слабых возможностей работы с МЭДО и СМЭВ.
Кроме того, существуют жалобы на стабильность работы системы, особенно после внесения службой тех.поддержки глобальных изменений.
Система постоянно дорабатывается, и все нововведения сразу же без проведения процедуры предварительного тестирования применяются на работающий Saas-сервер.
|
Мнение «Гильдии управляющих документации» о СЭД «Практика»
Чтобы вы не подумали, что я не справедлив к СЭД «Практика» хочу привести отзыв о системе Сергея Афанасьева исполнительного директора Гильдии с сайта CNews:
«Система в значительной мере сфокусирована на обеспечении работы со служебной корреспонденцией и обращениями граждан, причем в основном на оперативных аспектах этой работы. Глубокая модернизация системы крайне желательна. При этом основные концепции, технические и интерфейсные решения могут быть сохранены. Обследование проводилось в связи с серьезными проблемами, возникшими при эксплуатации и доработке этой системы под нужды конкретного аппарата.».
Со слов Афанасьева из полутора сотен позиций, содержащихся в требованиях Минкомсвязи к системам управления электронными документами, реализованы в СЭД «Практика» лишь 30%!
С тех пор ничего не изменилось.
Рекомендую к прочтению:
http://wek.ru/ministr-milostyu-allaxa — Министра милостью Аллахаhttp://protatarstan.ru/dual-portrait/nikolai_nikiforov/ - о Никифорове
http://ecm-community.livejournal.com/167381.html — Никифоров перчик с изминкой
http://ecm.ict-online.ru/analytics/a99751/ - СЭД «Практика» как пример нерыночного продвижения
http://www.docflow.ru/forum/forum1/topic13982/ - Мнение о Татарской СЭД "Практика", документооборот из Татарстана
Отличная работа! Давно ищу информацию по данной системе. Николай, скажите, а откуда у Вас такая подробная информация о "Практике"? Удалось поработать с ней?
ОтветитьУдалитьСпасибо, спасибо! :) Откуда? Ну я сам из Татарстана, мир тесен, у нас на Практике многих заставили работать, именно административно заставили, вот народ и не доволен, сливает негатив, полазил, посмотрел её вдоль и поперёк, СЭД Практика - вообще СЭДом по хорошему называться не должна, какая то красиво оформленная записная книжка на PHP с веб-интерфейсом, не знакомая с элементарными приницпами безопасности.
УдалитьИскренне жаль кого заставили работать с Практикой, и вообще не понимаю коммерсов, кто добровольно её пытается внедрить, если только они не ждут поблажек от Минсвязи.
Николай, Вы молодец! Действительно от куда столько информации по СЭД??? Подписалась на Ваш блог! Очень любознательно!
ОтветитьУдалитьПро Практику слышала от бывшей коллеги, сейчас работает в одном из ГУП г.Москвы, там строго сказали им, когда те собрались СЭД внедрять, нам без разницы какую СЭД вы выберете, главное, чтобы она называлась Практика. Пришлось к ней подключаться :(
И всё тоже самое, что у Вас тут и написано - 2 группы документов, слабая настройка прав доступа, возможность видеть документы и поручения из других ведомств, не предназанченных данному юр.лицо, т.к. работают на одной базе. Не система, а анекдот.
так себе система
ОтветитьУдалитьчасто бывает не работает
нет API